Идеи и Формы. Ставка

Vladimir Бабичев

Откуда есть не пошел психоанализ

Откуда есть не пошел психоанализ 3

 

Инцесты снятся не всем. Далеко не все, кому они привиделись,

залетают в состояние психопатии.

Когда сон Эдипа явился мне, я не был калекою, но мои ноги едва

носили, как понял позже, будто бы еще живого в какой-нибудь пустыне

подле какой-нибудь горы Киферон. Судьбой в ту пору был похож на калеку –

создание, лишенное возможности родительской любви.

По злосчастью я был Эдипу близнецом, мог носить его имя.

Советская власть, видать, решила пресечь амбивалентность, по Фрейду,

моей привязанности к отцу, на веки забрала его. Мгновения особого

счастья – ощущение тепла маминой руки на затылке и макушке доставались

мне крайне редко: вдове с тремя детьми в беспрерывном рабочем беге

лошади надо было приносить домой какой-то корм. К недоли сполна был

болезненным. Хроническое воспаление легких, в итоге туберкулез,

сопровождались напастями почти всех видов детской хвори, два типа тифа

кряду тоже испытали мою живучесть в условиях подвального жилья.

Паническую боязнь темноты в ту пору горестей моя планида украсила

тяжелой формой заикания. И вот, инкубом привиделся себе.

Этот сон как состояние сознания не случайно почти повальный –

видение приходит знаком охранения носителя сознания. По абсолютно

бесхитростному резону: сознание – примета самоорганизации объекта бытия.

Стало быть, сознание не может быть злокозненным для своего обладателя.

Видение следует воспринимать в качестве приметы становления «живой

души», потугам «именовать» себя.

Инцестуозный сон потому и стал деталью мифа о неврастении в мир

входящего: акт зачатия Эдипа не завершился, и теперь, сам себя в родном

единоутробии сотворив, к новому «утру» жизни сам-другой войдет упругою

походкой желанного гостя бытия. Мир обретет не какого-нибудь каина-

эдипа – преображенный найдет себя драгоценной частицей мира в

органичной форме существования.

Каин, «скиталец», как и его «безногий» собрат, попав в этот мир,

остается в событии, что их родит и губит, губит и родит, роднит –

родившись, умирают, чтобы родиться вновь. Дар и проклятие бытия, жизнь

дарующего и ее «вживе пожирающего», разумно мыслящему (и читателю)

адресуется в состоянии невроза: в диагнозе «заболевания» скрыта пропись

излечения.

Иным несчастным снятся инцесты. Да адресуются они взрослым. Как

памятка: сердце пришедшего в этот мир жаждет быть предметом любви. И

пусть в среде человеков никто не почувствует себя Каином: никому не

покажется, что миром он любим меньше, чем его собрат. Тогда ни один Эдип

из каинитов не пожелает идти в смерть – к нему не придет желание родиться

вновь, преобразиться по технологии невропатического комплекса. В мифе

инцест – симптом душевной хвори, диагноз и рецепт излечения,

предложение вновь в этом мире «состояться». В интерпретации Фрейда

деталь сюжета, подчеркну, деталь сюжета, превращена в причину драмы

души. И причуду бытия.

Прежде чем привиделся Эдипом, случилось, явился вживе,

определенно, каинитом.

Моя тетя, добрейшая душа, приписала мне пакость, какую я не

совершал, но ее улику опровергнуть не смог: по глазам вижу, Вовка, сказала

она, это сделал ты! Неоспоримый на детские мозги довод пресек возражения.

Мои глаза, подумал я, не могут лгать – они приписывают мне, по уверениям

тети, содеянное, хоть к пакости я не причастен. Тогда зачем мне глаза,

любимая тетя, не защитившая меня мама и целый мир. Слезы горькие,

обильно и тайно пролитые, успокоиться не помогали. Вдруг, во вселенских

потоках глазной влаги нашел себя мертвым. Вокруг моего трупа (не помню,

уложил ли я себя в гроб), мне чудилось, в темноте по кругу ходят знакомые и

незнакомые голоса, сквозь слезные всхлипы хоровода слышу стенания:

Вовочка, ты хороший, без тебя и мы не можем жить, для нас ты

драгоценный, ты ни в чем не виноват… Успокоенный сладостным трепетом

сердца спустился с какой-то подставки. В ощущении счастья. В свете дня.

Мне было не многим больше четырех лет. Мертвых к тому времени не

видел, вообще не знал, что значит «смертью умереть». По счастливому

случаю попал в спектакль с хепенингом, в действо, преобразующее во все

времена всех отверженных и ущемленных.

Предложение остаться в жизни прозвучало в темноте детского

разумения. Какие-либо уловки ума исключались: в отличие от маугли разве

что речь заики была доступна мне, сверх того мой разум был «чистою

доскою». Ни до, ни после каинитского по смыслу действия «голоса» меня не

посещали.

Это искренний текст, читатель.

Думаю, инцестным сном и видением Каина дух-разум «природы

навязал» мне спасительную весть – ты хочешь и можешь остаться живым!

Зиге в семье Фрейда ситуация открыта. Юному мачо табу на инцест

заповедует живой папенька. Догадайся отец о поползновениях сына, отпрыск

подвергнется обрезанию не по тезе «часть вместо целого», а полному

усекновению причинного места. Малец страшится ущемления – став

женщиной, мечтать (по Фрейду!) о мужском писюне в личном пользовании.

В мифе этот сон как состояние сознания входит в атмосферу действия.

На брачном ложе родителей Эдип «спит» с Иокастой будто во сне. Иокаста

становится женою мужа, по ее признанию, похожего на поверженного Лая,

да еще и с именем, какое могла бы дать своему сыну, когда прокалывала

сухожилия у стоп рожденного дитяти, связывала ноги младенца. Не

сознавать себя в этой ситуации позволительно сомнамбуле, спящей и не

спящей Иокасте, не пожелавшей (по сну?) взглянуть на ноги партнера по сну.

В мифе от Софокла инцест входит в перипетийную цепь сюжета. В

«Эдипе» двусмысленны все эпизоды. Трагедия разрешается прозрением и

ослеплением.

Мир для тебя, Эдип, мог бы заключить хор трагедии, перипетия: ты

свободен и победительно разумной волей творишь свою судьбу, но в свободе

бытия! У «живой души» есть в этом мире единственная цель и назначение –

явиться пометою абсолютной свободы бытия. Сфинкс тебя перехитрил, его

загадка требует дописки: кто ходит утром, днем и вечером, не покидая

«утро» – «день» «в начале» (по первому слову Библии) своего

существования? Едва родившись, ты попадаешь в лапы сфинкса – в бытие с

открытым зевом своей могилы. Не потому, что смертен. Впрочем, и потому.

Но прежде всего, мир «праха» в бытии свободен, течет в каком-то русле

какой-то там «реки». И ты в разлитой той «воде» плывешь, тебя «плывет»,

ты-тебя уже-еще нет-есть. В мире ты – атомное мерцание. Ты на волне

воспоминанья уж «сотворился» в образе, нет, в материи мира ты уже

«создался». Ты уже здесь и сейчас, нет, в сей час ты еще не вышел из

сингулярного момента рождения. Материя мельтешит между фикцией образа

своего (волной) и знаком присутствия (зарядом энергии). Ты есть и тебя нет.

Такая перцепция возможна? Ты существуешь? Да, отвечай, истинно. Во-

первых, Каином-Эдипом беспрерывно становишься, рождаясь в

преображениях. Но прежде всего, мысль, синхронно (по Моисееву Бытию) с

тобой родившаяся не исчезает, остается живой в ряду процесса, именуемом

мышлением. Вот почему твоя судьба предсказана: вместе с миром как его

атрибут она остается в начале становления. Утром единственного, одного дня

бытия.

В какой-то, скажем, вселенской катастрофе человеки прикажут миру

долго жить, так мысль о мире, с ним возникшая, его не покинет, останется

его соглядатаем, тем же сопутствием его возникновения-рождения. В

аспектах гуманитарных и физических мыслители, философы поговаривают о

существовании мира при условии непременного присутствия «наблюдателя».

Так мысль о существовании мира и есть его мистический свидетель. Возник

он сингулярно, или становится, зарождаясь.

***

Занять царский трон в Фивах Эдип мог, став победителем в сражениях,

допустим, на посохах. И без игры в догадки посохом, каким убил отца, мог

сокрушить чудовище, повторив подвиг предка.

Сфинкс и его вопрос органично входят в смысловой предмет

повествования трагедии. Человек, в подтексте вопрошает загадка бытия, по

дню своей жизни идешь осмысленно, свободно или твоя судьба идет тобой? в

биографии своей ты «господин» и «царь»? по воле рока раб?

Эдипа с отчеством Сигизмундович со сфинксом «папа» не познакомил.

Проблему онтологии Фрейд не затрагивает.

Эдип Софокла отца и мать, можно сказать, разрывает будто бы когтями

в него вселившегося монстра. Впрочем, по идее мифа, закономерно.

Эдип родился на земле, некогда засеянной Кадмом, его прадедом,

зубами убитого змея-дракона, пожирателя людей, этакого сфинкса у ворот

Фив. Из тех зубов того дракона на поле том у горы Киферон по преданию

выросли воины, защитники основанного Кадмом в тех краях города Фивы.

Но сначала из тех зубов вместе с воинами добра выросло и воинство убийц,

соратниками Кадма уничтоженных. Эдип из рода Кадма, рожденный на

загадочно сдобренной земле символами «добра и зла», может унаследовать в

равной мере ростки убийцы сограждан Фив и защитника их. Так и случилось:

Эдип освободил родимый город от сфинкса и напустил на его жителей мор.

Одолел химеру вне себя, но не смог противостоять ей внутри. От рождения.

И по внутреннему сюжету трагедии он входит в мир у той самой горы

Киферон. Наследником Кадма. И плодом его посева на поле подвигов.

Сфинксом на поле своей жизни.

В сюжете о прогулке с «утра» до «вечера» (по Бытию, с «вечера» до

«утра» в «день один») по жизни сфинкс «висит ружьем», выстреливающим в

яблочко действия. А речь в трагедии о маниакальном желании Эдипа

«знать» загадку своего рождения. И корней происхождения. В

онтологическом смысле.

Сфинкс заговаривает о предмете поисков Эдипа на входе в Фивы,

озадачивает героя, еще не ставшего гражданином города, даже будто бы еще

не родившегося в нем. «Живая загадка» жизни, обращается к разуму Эдипа,

мол, куда и на каких правах, сын человеческий, идешь? разумно мыслящий

«стороною» бытия?

Разумномыслием «хитрость змея» превзошедший в свою очередь мог

бы спросить: химера, по какому праву испытуешь свободно идущего по

жизни? приглашаешь к диалогу знания, незнания внутри твоего, моего

существования? мы «тени, стороны» друг друга, мы «подобны»?

***

Поскольку мифология повествует о бытии на все времена, всякий ее

сказ речь ведет и о читателях, персонажах того же бытия. Какой-нибудь

Фрейд в личине анализанта вполне может в ассоциативных размышлениях

раскусить загадку, на крыльях сфинкса залетевшую в сказание. Для Эдипа и

некого читателя, возможно, психоаналитика, «хитрая загадка» бытия – одна

тема диалогизированного монолога на едином для всех человеков из-головье

мифологии.

Сфинкс, признавайся, может заметить некий Зиги, встреча с тобой в

этом сюжете не случайна. Ты – живой образ (по мифологии Египта)

человеков: женской головой и телом змеи символизируешь нашу мудрость,

грудью, не отпирайся, вскармливаешь, хищным зверем поедаешь нашу плоть.

С какой бы свободой не летал на твоих крыльях в статусе «богам подобного»,

я не выйду из «в начале» (по Библии и легенде о возведении Фив) в меня

вошедшей плоти мне «соответственного змея», из одного для всех «живых

душ» «дыхания жизни». Вообрази, химера, догадался, твоя загадка – вопрос

внутри моего естества и духа. Мой ответ: бессознательное, в каком, с каким

живу, мне не подвластно. Житийствую в тотально животном предсознании.

Анализант может продолжить признание в рамках греческого мифа:

душительница «живых душ» открывает полную драму моего сознания.

Бессознательное мне не подвластно, но и благо осознания «душит» меня не

меньше – обнажает ограниченность моего «знания» о мире и трагедию моей

жизни: дар свободного творческого шага приводит меня к сокрушительному

откровению о неполноте «знания», к признанию, что я «ничего не знаю».

«Открыв глаза» в «знании», я становлюсь заложником своего разума.

Уязвимой «пятой» существования становится моя «голова». Мой интеллект

не вполне подвластен мне, его можно признать «враждебным» моему

существованию. По третьей главе Бытия. (По картине нынешнего мира: наша

планета задыхается в объятья цивилизации, рожденной людской «головой».)

«Царь Эдип» – драма сознания. Прикоснувшись к свету «знания»,

Эдип, «царь» земной жизни, по тексту Бытия, над целым миром «господин»,

ослепляет себя.

Противоборствующие начала в подлинной трагедии не разделяются.

Так связаны «добро и зло» в плоти бытия. Естественно соотнести осознание с

«добром», «зло» – с бессознательным, не забывая о возможности возгорания

и пульсации мысли-добра в зле-незнания. «Зло» не отделимо от «добра»,

«земля» – от «неба», осознание не существует вне неосознанного. Осознание

обогащается неосознанным, как «добро» – «злом».

«Добро» одобряет «зло», удобряется, используя его, в существовании

«души» они равно живительны. Смерть противопоставлять жизни

неправомерно: в ткани жизни смерть органична, без нее оборвется

родословие всех «живых» созданий. В чертогах бытия нет существования без

привязки к смерти, к залогу преображения «дерева жизни». Смерть –

ипостась бытия.

В крови человеков, по давнему поверью, носительнице духа жизни,

устремленность к «небу» уравновешена притяжением «земли». «Добро»

небесной компоненты крови Авеля и Каина совмещено со «злом» земной и

смертной части. Как сопряжены в «живом дыхании» человеков зверь и Бог.

«Добро и зло» единены нерасторжимо «знамением» Иеговы – предложением

Каину «состояться на лице земли». Родившись с «добром и злом» в крови на

поле жизни. Вдали от горы Киферон.

На почве «зла и добра» в этом мире свободно растут цветы творчества.

Именно в жизнетворчестве «живая душа» животного из отряда человеков, по

Писанию, обрела новую сущность, вопреки завету «вкусив» плод жизни с

дерева этой жизни в «саду», «возделанном» разумномыслием «души» по ее

внутренней потребности войти в мир, присвоить его, растворившись в нем.

Послевкусие «плода с дерева жизни» позволило Адаму «назвать» его

«деревом добра и зла». «Знание» обязало признать смерть органичным

атрибутом существования.

«Инстинкт смерти» Фрейд отнес к «влечению» человеков. Допустим,

зависимость диагностирована верно. Какова этиология хвори? Ни прямо, ни

косвенно «инстинкт» не отыскивается в достоверно, можно сказать, научных

описаниях бытия – в мифах. Бег в смерть в этих текстах следует трактовать

как порыв вопреки «инстинкту», как реакцию «души» на ее отвержение.

Намерение уйти из жизни возникает в Каине не по «влечению», а в качестве

вызова – в неврастеническом протесте холодному безразличию среды

обитания во главе с Иеговой. В истории Каина намерение умереть –

перчатка, брошенная Отцу небесному, жизнь дарующему не на всю катушку

вечности.

Инстинкт есть нечто врожденное, в существовании приобретенное. Бег

в смерть в ткани мифа – образование реактивное. Будь «инстинкт смерти»

Каину прирожденным, обречение на гибель им принималось бы с

вожделением или как итог, с каким необходимо примириться. Смертный

омывает свою судьбу слезами.

«Инстинкта смерти», «инстинкта жизни» в бытии нет. Существование

вполне корректно можно назвать жизнью, категорией, знак плюс в которую

приносит минус, именуемый смертью. «Инстинктам» вне плоти

существования не дано быть, а в бытийствовании объекта бытия они не

противоборствуют. В пику тезису о борьбе и единстве противоположностей

какое-нибудь зернышко, не ведая коллизий тезы и антитезы, блаженно

врастает в «путь», скажем, даосизма.

Эдипа повергает не власть «инстинкта смерти», его «душит»

естественное течение жизни, разумные поступки раскрывают его полное

бесправие в свободе существования, подводят к истине: невозможно быть

единственным автором своей судьбы. Соль этой истины разъедает его душу,

детонирует состояние невроза.

Бытие Фрейду не видится состоянием здравомыслия в залоге, скажем

языком землян, здорового образа жизни. Все просто: не имея возможности

быть иным, бытие не совместимо с каким бы то ни было сторонним

ущербом. По Пармениду.

Вне рамок антропологии категории зла и добра бытию неведомы. Мир

существует в претворениях, в каких добро и зло неразличимы, равны по

значимости, границей не разделены. Как не- и осознаваемое, как

«соответственный животным», создание из отряда человеков, и «человек»

по своему «имени» – «подобный Богу».

Чтобы «живой душе» стартовать по вектору эволюции в статус

«одного из Нас» «соответственному животным» необходимо иметь в

бессознательном исходную точку осознания: без очага сознаваемого в

несознаваемом не начнется процесс рассеивания тьмы незнания.

Самосознание вспыхивает в «самом хитром» разуме животного, пошедшего

дорогой осознанного «называния» атрибутов существования, стартуя в

бессознательном. В тотальном («коллективном») для всех живых созданий.

 

Оставить комментарий

Ваше имя

Ваше сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам):

Метод - Роман в ...»:

Комментарии публикуются после одобрения модератором(администратором)
24.06.2018
Живаго  написал(а):
Нет, чтобы написать поучительную притчу, какую-то вещь. Ковыряют эти обсосанные истории как в бреду.
24.06.2018
Марворид  написал(а):
ещё одно пространное рассуждение о биосоциальной природе человека. Да, осознаваемая часть, да, непонятная неосознание часть. С одной стороны - вторая сигнальная система (речь), а с другой - частично рабочий, частично редуцированный вомероназальный орган (для восприятия химических сигналов, как у тараканов). Вообще, вопросы высшей нервной деятельности исследованы мало, а те данные, какие есть на данный момент, столь же малозначительны, как и 30 лет назад. В эзотерику углубляться не буду, но по медицинской части это так
Новые публикации
ПРИНЦИПЫ Творческого Своеволия (чтение) : 19.
Пусть даже уродство, пусть даже пошлость... Но что за тайные силы создают это королевство кривых зеркал
Лень, Алчность и понты (чтение) : 20.
- Ну у вас и развлеченьице - плавать голыми  по ночам. Как прокуроша то? - Ну ты что!!
Знакомство с Сергеем Нельдихиным
 ИГо читает   стихи и знакомит вас с  забытостями
ПРИНЦИПЫ Творческого Своеволия (чтение) : 18.
Уход гения важнее его снисхождения. В этих крайностях томится его дух...
Новые комментарии
Ухмылочка написал(а): а кто это? о чем это? o_O
ИГо написал(а): Теперь файл работает
Инна написал(а): Галеев, уже не мало женщин обкончалось, слушая тебя. Я тоже немного. :sm6 :sm5
Новое фото
Новое фото памятное
Новые сообщения
Дзен
Гитлер ежедневно смеялся над своими речами о ДойчландеТри часа назад все телепы п
памятки для ДАО
Дослушал Человек, который смеётся. Прекрасно, прекрасно. Гюго молодчина.
Скандальные видео
Догоны сверху, русские снизу. Вас Е, а вы уже даже не замечаете, Гы https://vk.com/igor.galeev?w=wa
Люди и Память
Тени забытых предков. https://vk.com/igor.galeev?w=wall116843062_13228%2Fall
Видео полезное
Если Китай отсталый, то почему Россия впереди? https://vk.com/igor.galeev?w=wall116843062_13226%2Fall