Идеи и Формы. Ставка

ЭпиСтолы

от Эммануила Сведенборга

 

 

 

Эммануил Сведенборг

 

портрет

 

 

Фрагменты

 

 

Любовь есть жизнь человека. Человек знает, что любовь есть, но он не знает, что такое любовь. Он знает, что любовь есть, по обыкновенному разговору, как то, когда говорят: такой-то меня любит, Царь любит подданных, и подданные любят царя; муж любит жену, мать любит детей, и обратно, или: такой-то любит отечество, сограждан, ближнего; также о предметах отвлеченных от лица: такой-то любит то или другое. Но хотя любовь так всеобща в разговорах, однако едва кто-либо знает - что такое любовь; и когда кто размышляет о ней, то, не будучи в состоянии составить себе о ней какую-либо идею мышления, говорит, или, что она не есть что-либо, или, что она есть только нечто влияющее из зрения, слуха, осязания и обращения, и таким образом движущее; и никак не знает того, что она есть самая жизнь его, не только жизнь общая всего его тела и всех его мыслей, но и всех единичностей в них. Мудрый может это постигнуть, когда ему скажут: если он удалит расположение (affectio), составляющее принадлежность любви, может ли он тогда что-нибудь мыслить и может ли он тогда что-нибудь делать и, по мере того, как охлаждается расположение, принадлежащее любви, но охлаждается ли мысль, разговор и действование; а по мере того, как воспламеняется расположение, не воспламеняются ли и они? Но и мудрый постигает это не потому, чтобы он знал, что любовь есть жизнь человека, а только по опыту, что это бывает так.

2. Никто не знает, что такое жизнь человека, кто не знает, что она есть любовь. Без этого познания, один может думать, что жизнь человека состоит только в чувствовании и действовании, другой - что она состоит только в мышлении; тогда как мышление есть только первое действие жизни, а чувствование и действование - второе ее действие. Я говорю, что мышление есть действие жизни первое, но мышление бывает внутреннее и более внутреннее, и также внешнее и более внешнее; самое внутреннее мышление, состоящее в постижении (perceptio) целей, есть действительно первое действие жизни, но об этом сказано будет ниже, там же, где о степенях жизни.

3. Некоторую идею о любви, что она есть жизнь человека, можно иметь по теплоте солнца в мире; она есть как бы жизнь общая всех растений земли, что известно, ибо от нее, когда она начинается, именно весною, - растения всякого рода выходят из земли, украшаются листьями, потом цветами, и, наконец, плодами, и таким образом как бы живут; но когда теплота отступает, - осенью и зимою, - они от признаков жизни обнажаются и умирают. То же должно сказать и о любви у человека, ибо теплота и любовь соответствуют одна другой взаимно, почему и любовь отепляет.

4. Один Бог, и, следовательно, один Господь, есть сама Любовь, ибо Он - Сама Жизнь; Ангелы же и Человеки только восприниматели (recepicietes) жизни. Это из многого объясняется в Трактатах о Божественном Провидении и о Жизни; здесь же должно сказать только то, что Господь, Который есть Бог Вселенной, Несотворен и Бесконечен, человек же и ангел сотворен и конечен; и как Господь Несотворен и Бесконечен, то Он - Само Бытие, именуемое Иегова, и Сама Жизнь, или Жизнь в Себе (ipse). Из Несотворенного, Бесконечного, Самого Бытия и Самой Жизни не может никто быть непосредственно сотворен, потому что Божественное - едино и неделимо, и сотворение кого-либо возможно лишь из сотворенного и конечного, так образованных, чтобы Божественное могло быть в них присуще; а как человеки и ангелы таковы, то они только восприниматели жизни: потому, если кто-нибудь попустить себе увлечься какою-либо мыслью до того мнения, что он не восприниматель жизни, но жизнь, то он не будет в состоянии не увлечься и другою мыслию, что он Бог. Что человек чувствует, и потому думает, как будто он сама жизнь, - это от обманчивости, в следствие того именно, что в причине орудной причина главная ощущается как одно с нею. Что Господь есть Жизнь Сама в Себе, этому поучает Он Сам у Иоанна: "Как Отец имеет Жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну жизнь иметь в Самом Себе", И:26, и, что Он Сама Жизнь, XI:25, XIV:6. А как жизнь и любовь одно, - как это ясно из высказанного выше в N 1 и 2, то и следует, что Господь, как Сама Жизнь, есть также и Сама Любовь.


....................................................

 

Нет и не может быть ни одного Ангела, ни одного Духа, который бы
не родился человеком в Мире. Что Ангелы не рождены непосредственно и что
все, которые в Небе сперва родились людьми и стали Ангелами по жизни,
проведенной в Мире, показано в Трактате о Небе и Аде (312-318), и то, что
никакой Ангел не мог существовать, не будучи рожден в Мире и оное согласно
с Божественным порядком, - видно по следующим Предположениям: 1. В
человеке ангельский дух. 2. Дух такой может быть образован только в
человеке. 3. И не может быть порожден и размножен порождениями. 4. Отсюда
Духа и Ангелы обладают возможностью состоять и жить вечно. 5. И
присоединяться и присочетаться к роду человеческому. 6. Таким порядком
могло существовать Небо, которое есть цель творения.

1. В человеке ангельский дух. В Христианстве известно, что человек
рожден для Неба и даже, если он живет хорошо, то должен войти в Небо и там
быть в обществе Ангелов, как один из них; известно также, что ему дана
душа или дух подобного же ангельскому качества, и что он должен жить
вечно; что этот дух, рассматриваемый в себе, есть мудрость, исходящая от
Господа по любви к Нему, и Ангелы обладают тем же духом; отсюда очевидно,
что в человеке ангельский дух; к тому прибавить, что дух этот есть сам
человек, ибо каждый человек по духу есть человеком, и каков дух, таков и
человек; тело, которым этот дух облечен и покрыт в Мире, в себе не
человек, ибо тело не может получать собою мудрость, исходящую от Господа,
ни любить Господа, но может это по своему духу; посему тело отделяется и
отбрасывается, когда дух должен отойти и стать Ангелом. Человек тогда
входит в ангельскую мудрость, потому что открываются высшие степени жизни
его духа; ибо в каждом человеке есть три степени жизни, низшая степень
природна и в этой степени человек в Мире, вторая степень духовна, в этой
степени каждый Ангел низшего Неба; третья степень небесна, в ней каждый
Ангел высших Небес: и человек есть Ангел в меру открытия в нем в Мире двух
высших степеней мудростью, исходящею от Господа, и любовью к Нему, но
человек не ведает в Мире, открыты ли эти степени, прежде чем он не
отделится от степени первой, которая природна, и это отделение совершается
смертью телесной; мне дано было видеть и слышать, что он тогда обладает
мудростью, как Ангел, хотя этого не было в Мире; я видел в Небе многих лиц
мужского и женского пола, которых я знал в Мире, и которые, живя в нем,
верили с простотою тому, что Господь говорил в Слове, и с этим
сообразовали свою жизнь, и когда я услышал их в Небе, то слова их были
неизречены; то же сказано было об Ангелах.

2. Такой дух может быть образован только в человеке. Потому, что наитие
идет от первых в последние и сочетанием с последними в посредствующие;
Господь этим связывает все предметы творения, посему он назван Первым и
Последним; оттого же он Сам пришел в Мир, облекся человеческим телом и в
нем прославился, дабы управлять через первые одновременно с последними
всею вселенною, как Небом, так и Миром. То же самое с каждым Божественным
производством; оно так, потому что в последних все существует совместно,
ибо все последовательного порядка в нем обретается в порядке сплошном, от
чего предметы сплошного порядка суть в постоянной связности с предметами
последовательного порядка; отсюда очевидно, что Божественность в последнем
в полноте своей. Что такое последовательный порядок, и каков он, и что
такое сплошной порядок, каков он, видно выше; поэтому очевидно, что всякое
творение было совершенно в последних, и всякое Божественное действие
простирается до последних и в них творит и созидает. Что ангельский дух
образуется в человеке, видно по образованию человека в чреве, затем по
образованию его по рождении и по закону Божественного порядка, в том, что
все возвращается от последнего к первому, от которого исходит и человек к
своему Творцу. По образованию человека во чреве: очевидно по сказанному
выше, где показано, что во чреве до рождения человека вполне сформирован
по жизни исходящей от Господа для восприятия от Него жизни, для восприятия
любви будущей воли и для восприятия мудрости будущего разумения, которые
составляют вместе дух, могущий стать ангельским. По образованию своему
после рождения в том, что уготованы средства, дабы человек мог стать таким
духом; в самом деле, каждый народ имеет религию, присутствие Господне
повсеместно и есть сочетание по любви и затем по мудрости, следовательно,
есть во всяком человеке возможность, образования от детства до старости
для Неба, дабы стать Ангелом. Потому, что законы Божественного порядка в
том, чтобы все возвращалось от последних к первому, от чего исходит. Можно
это увидеть по каждому предмету, сотворенному в Мире: семя есть первое
дерево, по семени дерево всходит из земли, пускает ветви, цветет и
производит плоды и в них слагает семя; таким образом оно возвращается к
тому, от чего исходит; то же самое с каждым кустом, с каждым злаком, с
каждым цветком. Семя есть также первое животного и оно до рождения
образуется в чреве или яйце, затем возрастает и становится животным и,
достигнув зрелости, имеет тоже в себе семя; таким родом все в царстве
животных, как и в царстве растительном, поднимается от первого к
последнему и от последнего возвращается к первому, от которого исходит. То
же самое с человеком, с тою однако разницею, что первое животного и
растения природно и, следовательно, поднявшись, оно ниспадает в природу;
напротив того первое человека духовно, как его душа, могущая воспринять
Божественную Любовь и Божественную Мудрость; это первое, отделясь от тела,
ниспадающего в природу, может лишь возвратиться к Господу, от которого в
нем жизнь; другие образцы этого факта существуют также в обоих царствах
животных и растительном; в растительном растения вновь возникают из праха
и в животном царстве происходят метаморфозы с червями, обращающимися в
куколок и мотыльков.

3. Ангельский дух не может быть порожден, ни размножен порождениями,
иначе как в человеке. Человек, знающий, каковы суть субстанции в духовном
Мире и каковы они относительно материи в Мире природном, может легко
увидеть, что нет порождений ангельского духа иначе, как в тех и по тем,
кто живет на земле - последнем деле творения; но так как неизвестно,
каковы субстанции в Мире духовном относительно материи в природном Мире,
то это будет сказано теперь. Субстанции в Мире духовном представляются,
как если бы они были материальны, но они не материальны и, будучи не
материальны, они не устойчивы; они суть соответствия чувств Ангелов и
продолжают существовать с этими чувствами или с Ангелами, и с чувствами
рассеиваются; то же самое было бы с Ангелами, если бы они были сотворены в
духовном Мире; но сверх того у Ангелов порождения и размножения не могут
быть иные, как духовные и относящиеся к любви и мудрости, такие как у душ
людей, зачатых сызнова и возрожденных; наоборот, в природном Мире суть
материи, через которые и по которым могут производиться порождения и затем
формация, следовательно, размножения людей и затем Ангелов.

4. Отсюда Духи и Ангелы обладают возможностью состоять и жить вечно,
потому что если Ангельский Дух устойчив, то он берет это из того, что
рожден человеком в Мире; в самом деле он удерживает с собой из
сокровенностей природы связь (medium) между духовным и природным, которою
заканчивается, дабы состоять и продолжаться; через эту связь он имеет
отношение в природе и соответствующее ей.

5. Через этот медиум Духи и Ангелы могут присоединяться и присочетаться
к роду человеческому, в самом деле, есть сочетание, и там, где сочетание,
должно быть посредство; что есть такое посредство, знают Ангелы, но так
как оно исходит из сокровенностей природы, слова же речи принадлежат к
последним проявлениям природы, то оно может быть описано лишь
отвлеченностями. Теперь по этим соображениям явствует, что

6. Ангельское Небо, которое било целью творения, не могло осуществиться
иначе, и что таким образом род человеческий есть питомник и запасной склад
(promptuarium).

.........................................

 

 

Однажды, когда я был в мире духов, мне была дана способность
внутреннего духовного зрения, как у ангелов высших небес, и я увидел
недалеко от себя, на некотором расстоянии друг от друга, двух духов. Я
понял, что один из них обладал любовью к благу и истине, которая соединяла
его с небесами, а другой - любовью к злу и лжи, которая соединяла его с
адом. Приблизившись, я позвал их, и когда они отвечали, я по тону их
голоса определил, что оба они равно способны понимать истины и затем
признавать их, думать о них при помощи своего разума, направляя свои мысли
и движения воли в угодное им русло. Другими словами, оба обладали
одинаковой свободой воли на рассудочном уровне. Более того, я заметил, что
вследствие этой свободы воли в их уме появлялось свечение,
распространявшееся от первого зрения - постижения, к последнему - зрению
глаза.
Но когда тот, что любил зло и ложь, остался один на один со своими
мыслями, я увидел, как нечто вроде дыма поднялось из ада и затмило это
свечение выше уровня памяти, и, таким образом, он очутился в густой тьме,
словно глубокой ночью. Затем дым этот вспыхнул и загорелся огнем, освещая
области его ума ниже уровня памяти. От этого он стал думать чудовищную
ложь, исходившую от зла любви к себе. Когда же оставили одного того духа,
который любил добро и истину, я увидел, как на него пролился с небес
мягкий огонь, осветивший области его ума выше уровня памяти, и, вместе с
тем, область, лежащую ниже, до самого уровня глаз. Свет этого огня
становился все ярче и ярче по мере того, как любовь к добру побуждала его
воспринимать и мыслить истину. Из виденного мне стало ясно, что любой
человек, добрый или злой, обладает духовной свободой воли, но у злых ад по
временам затмевает ее, тогда как у добрых небеса расширяют ее и позволяют
ей гореть ярче.
Затем я поговорил с каждым из них, сначала с тем, который любил зло и
ложь. Я попросил его рассказать о своей жизни, но упоминание свободы воли
привело его в ярость. "Какое безумие, - сказал он, - думать, что у
человека есть свобода воли в духовных вопросах! Кто из людей способен
верить и делать добро сам по себе? Не учат ли современные священники по
Слову о том, что никто не может взять себе ничего, если не дано ему с
небес? Господь Христос говорил Своим ученикам: "Без Меня не можете делать
ничего". К этому я бы добавил, что никто не может двинуть ни ногой, ни
рукой, чтобы совершить что-нибудь хорошее, ни языком, чтобы произнести
какую-либо истину, происходящую от добра. Поэтому церковь, в лице своих
мудрых членов, пришла к выводу, что человек не более, чем статуя, кусок
дерева или камень, способен желать, понимать и мыслить духовное, и даже
хотя бы сделаться годным к этому; и что поэтому Бог, который один обладает
самой свободной и неограниченной властью, по Своему благоволению вдыхает в
человека веру, и она без каких-либо действий и усилий с нашей стороны, при
помощи Святого Духа осуществляет все то, что необразованные люди
приписывают человеку".
Вслед за этим я поговорил с другим духом, с тем, который любил добро и
истину, и попросил его тоже рассказать что-нибудь о своей жизни, упомянув
свободу воли. "Что за безумие, - сказал он, - отрицать, что у человека
есть свобода воли в духовных вопросах! Кто же неспособен хотеть добра и
делать его, а также думать и говорить об истине сам по себе, узнавая все
это из Слова, а значит, от Господа, который есть Слово? Ибо Он говорил:
"Приносите добрые плоды" и "Верьте в свет", а также "Любите друг друга" и
"Любите Бога"; а еще: "Кто слышит и соблюдает Мои заповеди, тот любит
Меня, и Я возлюблю его"; не говоря уже о тысячах других высказываниях,
всюду встречающихся в Слове. И какая же тогда польза от Слова, если
человек не может хотеть, думать, а значит и говорить то, что предписано в
нем? Чем бы была религия и церковь без этих способностей, если не
затонувшим кораблем на дне моря с капитаном, который стоит в корзине на
мачте и кричит: "Я ничего не могу поделать", наблюдая при этом, как
остальная команда поднимает паруса на спасательных судах и уплывает прочь.
Не было ли у Адама свободы есть от дерева жизни или от дерева познания
добра и зла? Поскольку же в этой свободе он ел от последнего дерева, ум
его наполнил дым от змея, то есть из ада, и из-за этого он был изгнан из
рая и проклят. Однако, даже после этого он не лишился свободы воли, ибо мы
читаем, что дорогу к дереву жизни охранял херувим, потому что иначе он мог
бы захотеть поесть от него".
На эти замечания другой дух, который любил зло и ложь, ответил: "Я
отвергаю то, что слышал, и остаюсь при своем мнении. Кто не знает, что
один только Бог жив, и поэтому активен, а человек сам по себе мертв, и
поэтому чисто пассивен? Как может тот, кто чисто пассивен, взять себе
нечто от живого и активного?"
Мой ответ был таков: "Человек - это орган жизни, Бог один есть жизнь.
Бог наполняет своей жизнью этот орган и все его части, точно как солнце
наполняет своим теплом дерево и все его части. Бог позволяет человеку
чувствовать, будто жизнь в нем - его собственная. Бог хочет, чтобы человек
чувствовал это для того, чтобы человек мог, словно сам по себе, жить в
соответствии с законами порядка, которые столь же многочисленны, как и
предписания Слова; и чтобы, таким образом, расположить себя к принятию
любви Божьей. Но при этом Бог все время держит свой перст на указателе
весов, поддерживая в надлежащем состоянии свободу воли человека и никогда
не подвергая его принуждению.
Дерево неспособно принять через корень то, чем обеспечивает его солнце,
пока не будет согрето и оживлено в нем каждое волоконце. И питательные
элементы не могли бы подниматься по корню, если бы каждое волоконце не
отдавало тепло, воспринятое им, и не способствовало, таким образом,
продвижению этих элементов. То же самое происходит в человеке с жизненным
теплом, принятым им от Бога, но в отличие от дерева он ощущает это тепло,
как свое собственное, хоть это и не так. Насколько он думает, что это
тепло его собственное, а не Божье, настолько он принимает от Бога лишь
жизненный свет, но не тепло любви, которое он при этом получает из ада. А
поскольку такое тепло - грубое, оно закрывает и лишает проходимости
тончайшие структуры органа жизни, точно так же, как плохая кровь
закупоривает капилляры тела. Так человек превращается из духовного в чисто
природного.
Свобода воли человека происходит из того, что он ощущает жизнь в себе,
как принадлежащую ему, и что Бог оставляет его с таким чувством, чтобы
возможно было соединение. Соединение это невозможно, если оно не взаимно,
а взаимным оно становится, когда человек действует свободно, словно сам по
себе. Если бы Бог не дал человеку возможности действовать таким образом,
человек не был бы человеком, и вечной жизни не имел бы. Ведь именно
взаимная соединенность с Богом делает человека человеком, а не животным, и
позволяет ему жить после смерти вечно. Вот для чего нужна свобода воли в
духовных вопросах".
Выслушав это, злой дух отошел на некоторое расстояние, после чего я
увидел летучего змея, которого называют еще огненным змеем, сидевшего на
дереве и предлагавшего кому-то плод с него. Я приблизился в духе к тому
месту, и вместо змея увидел чудовищного вида человека, чье лицо так
обросло бородой, что был виден один нос. Вместо дерева там оказался
горящий пень, рядом с которым стоял этот человек. Дым от этого пня давно
затмил его ум, и от этого он впоследствии отверг понятие о свободе воли в
духовных вопросах. Внезапно дым опять повалил от пня и окутал и его, и
человека. Поскольку они пропали из виду, я удалился. Другой же дух,
любивший добро и истину, и отстаивавший свободу воли человека в духовных
вопросах, проводил меня домой.

505. Третий опыт.40
Однажды я услышал шум двух мелющих жерновов, но когда я приблизился к
источнику звука, он прекратился. Я увидел узкий проход, ведущий вниз и
наискосок к дому со сводчатой крышей. В доме было несколько помещений,
каждое из которых было разделено на келии. В каждой келии сидело по два
человека, собиравших отрывки из Слова в подтверждение оправдания верой;
один искал, другой выписывал, по очереди меняясь.
Я заглянул в одну из келий, что поближе ко входу, и спросил: "Что это
вы собираете и выписываете?"
"Отрывки, - ответили они, - о действии оправдания верой, или о вере в
действии, о той настоящей вере, что оправдывает, оживляет и спасает. Это -
главенствующее учение в нашей части Христианского мира".
Тогда я попросил: "Поведайте мне, есть ли какой-либо знак, говорящий об
этом действии, когда вера эта вводится в сердце и душу человека?"
"Знак этого действия, - отвечал один из них, - появляется в тот момент,
когда человек, которого охватывает отчаяние от мысли, что он проклят, и
искреннее раскаяние, думает о Христе, избавляющем от проклятия,
наложенного законом, с уверенностью держится за эту Его заслугу и с такими
мыслями обращается в молитве к Богу Отцу".
"Да, такое действие имеет место, - сказал я, - и бывает такой момент.
Но как мне понимать, - спросил я, - то, что говорится об этом действии, а
именно, что со стороны человека не может быть ничего, содействующего этому
в большей степени, чем со стороны деревяшки или камня? Человек, как
сказано, в отношении этого действия не может ничего предпринимать, ничего
желать, понимать или думать, не может ни действовать, ни помогать
совместному действию, ни приспособиться или приготовиться к нему. Скажите,
как это согласуется с вашим утверждением о том, что действие это возникает
в то время, когда человек думает о требованиях закона, о том, что Христос
избавил его от проклятия, об уверенности, с которой он может
воспользоваться заслугой Христа, и с такими мыслями обращается к Богу Отцу
в молитве. Разве не сам человек все это делает?"
"Да, - сказал он, - но все это делается им не активно, а пассивно".
"Как можно, - спросил я, - думать, быть уверенным и молиться пассивно?
Если вы отбираете у человека его деятельность и содействие, не отбираете
ли вы вместе с тем и его способность принимать, а значит и все остальное,
включая и само это действие веры? Чем становится тогда это ваше действие,
если не чем-то чисто воображаемым, что существует только в рассудке? Я
надеюсь, что вы не думаете вслед за некоторыми людьми, что действие это
бывает только у того, кто к нему предопределен, и не знает ничего о том,
как он наполняется верой. Они с тем же успехом могут играть в кости, чтобы
определить, наполнены они верой или нет. Поэтому, друзья мои, верьте, что
человек относительно веры и милосердия действует от себя под Господним
руководством, и без такого действия с его стороны ваше действие веры,
которое вы зовете господствующим учением Христианской церкви, - не больше,
чем статуя Лотовой жены из чистой соли, которая позвякивает, если
постучать по ней писчим пером или ногтем (Лука 17:32). Это я говорю к
тому, что вы делаете такие статуи из самих себя по отношению к тому
действию".
Когда я произнес это, он схватил светильник и швырнул было со всей силы
мне в голову, но свет погас, и он попал в лицо своему товарищу, а я,
рассмеявшись, ушел.

....................................................

 

Мне также очень часто было показано, что в аду никто не мыслит сам
по себе, но каждый мыслит сообразно с другими, которые вокруг него; и те
другие мыслят не сами по себе, но тоже по другим; и что мысли и чувства
идут в порядке от одного общества в другое. Некоторые, думающие, что они
мыслят и желают сами по себе, были отправлены в общество, сообщение же с
соседними обществами, к которым их мысли обычно простираются, было
преграждено - и они задержаны были в этом обществе; тогда им было сказано
мыслить иначе, чем мыслят духи этого общества и стараться мыслить
противное; но они сознались, что это невозможно им. Это было сделано со
многими и также с Лейбницем, который даже убедился, что никто не мыслит
сам по себе, но что мыслят по другим и что те другие тоже не мыслят сами
по себе, но все мыслят по наитию с Неба, а Небо по наитию от Господа.
Некоторые, размышлявшие об этом предмете, сказали, что это удивительно, и
едва ли кто может быть приведен к такому убеждению, так как оно совершенно
против видимости, но что тем не менее они не могут отрицать того, ибо им
было вполне доказано; однако, обретаясь в изумлении, они сказали, что
таким образом никто не виноват, если мыслит злое; и затем оттого кажется,
что зло идет от Господа; и сверх того, что не понимают они, как Господь
один может соделать, чтобы все мыслили так различно. Но эти три пункта
будут развиты в последующем.
290. К изложенным уже экспериментам будет прибавлен следующий. Когда
мне было даровано Господом разговаривать с духами и с ангелами, эта тайна
мне была тотчас открыта, ибо мне было сказано с Неба, что я думаю, как и
другие, будто мыслю и желаю сам по себе, когда, между тем, это отнюдь не
по себе, но по Господу, если оно добро, и по аду, если зло; мне даже было
показано живым опытом (ad vivum) различными мыслями и различными
чувствами, введенными в меня, что это так, и мне дано было постепенно это
сознавать и это чувствовать; поэтому впоследствии, лишь только
вкрадывалось какое-либо зло в мою волю или какая-либо ложь в мою мысль, то
я справлялся, откуда это зло и эта ложь, и оное мне было открыто; мне
также было дано говорить с теми, которые внушали, им выговаривать и
заставлять их удаляться и, следовательно, отобрать свое зло и свою ложь,
удержать их при себе и ничего такого не внушать моей мысли; это со мной
случалось тысячи раз, я оставался в этом состоянии в продолжении
нескольких лет и остаюсь еще; и, тем не менее, мне кажется, как и другим,
без всякого различия, что я мыслю и желаю как бы сам собою, ибо от
Божественного Провидения Господа, дабы каждому так казалось, что и было
показано выше, в отдельной главе. Духи новоприбывшие удивляются такому
состоянию, которое мне обычно, воображая, что я не мыслю и ничего не желаю
сам собою и что я, следовательно, как бы что-то пустое, но я открыл им
тайну и сверх того сказал, что я даже мыслю внутренне и сознаю
наитствующее в мою внешнюю мысль, от Неба ли наитие или от ада, что я
отталкиваю последнее и принимаю другое и что всегда мне кажется, как и им,
что я мыслю и желаю сам собою.
291. Что всякое добро от Неба и что всякое зло от ада - не есть
неведомым в миру, каждый от Церкви это знает; кто, посвященный в
духовенство, не поучает, что всякое добро от Бога, и человек не может сам
собою ничего взять, если ему не дано от Неба; затем также, что дьявол
внушает злое в мысль, что соблазняет он и побуждает его творить. Поэтому
священник, думая, что проповедует по святому рвению, молит Святого Духа
наставить его, направить его мысли и его речь, и некоторые говорят, что
ощутительно сознавали, как возбуждало их, и хвалящим их проповеди набожно
отвечают, что говорили не от себя самих, а от Бога. Вот почему еще, видя,
что кто-нибудь хорошо говорит и хорошо поступает, они говорят, что тот
приведен к оному Богом, и наоборот, видя кого-либо дурно говорящего и
дурно поступающего, говорят, что он приведен к тому дьяволом. Известно что
такие речи держат в Церкви, но кто верит, что это так?
292. Что все, что человек мыслит и желает, и затем все, что он говорит
и делает, наитствует из единого источника жизни, и тем не менее единый
источник жизни, который есть Господь, не причинен в том, что человек
мыслит зло и ложь, - может быть пояснено следующими наблюдениями из
природного Мира. От Солнца этого мира исходят теплота и свет, и они
наитствуют во все субъекты и во все объекты, представляющиеся глазам, не
только в субъекты хорошие и в объекты прекрасные, но и в субъекты дурные и
в объекты некрасивые, и производят в них различные действия; ибо
наитствуют они не только в деревья, приносящие хорошие плоды, но и в
деревья, приносящие дурные, и даже в самые плоды, и их взращивают; они
также входят в доброе семя и в плевелы; затем также в кусты полезные и
целебные и в кусты вредные и ядовитые, а между тем все это - одна теплота
и один свет, в которых нет никакой причины зла; причина же эта - в
субъектах воспринимающих. Теплота, раскрывающая яйца, в которых сова,
филин или змея, действует одинаково, как и с яйцами, в которых голубь,
прекрасные птицы или лебедь; положи яйца того и другого рода под курицу, и
от ея теплоты, в себе безвредной, они откроются. Что же эта теплота имеет
общего с теми творениями, злыми и вредными? Теплота, вливаясь в субстанции
болотные, навозные, гнилостные и трупные, действует одинаковым способом,
как и вливаясь в субстанции винные, пахучие, мощные и живые. Кто не видит,
что причина в субъектах-приемниках, а не в теплоте? Тот же свет производит
в одном объекте цвета приятные, а в другом неприятные; даже более: он
проясняется в предметах белых и сияет живым блеском, в предметах же,
впадающих в черное, помрачается и темнеет. То же самое в Мире духовном: и
там есть теплота и свет, исходящие от своего Солнца, которое есть Господь;
они наитствуют, от своего солнца, в свои субъекты и в свои объекты;
субъекты и объекты суть там ангелы и духи, особенно способности их волевые
и интеллектуальные; там Теплота есть исходящая Божественная Любовь, а Свет
там - исходящая Божественная Мудрость; они не причины тому, что
принимаются одним иначе, чем другим; в самом деле, Господь говорит, что Он
повелевает восходить своему Солнцу над злыми и над добрыми и посылает
дождь на праведных и неправедных (Матф. V, 45). В смысле внутреннем под
Солнцем разумеется Божественная Любовь, а под дождем - Божественная
Мудрость.

.......................................

 

Из многих случаев я узнал, что язычники, жившие нравственно, в
повиновении и послушании, во взаимной благостыне, согласно понятиям своей
веры, и вследствие того стяжавшие некоторую степень совести, приемлются в
той жизни и с особенным тщанием поучаются там ангелами во благах и истинах
веры и что, покуда они поучаются, они ведут себя скромно, разумно и мудро,
легко принимают истину и проникаются ею, ибо они не составили себе против
истин веры ложных понятий, которые бы нужно было опровергать, а тем более
каких-либо нечестивых понятий о Господе, подобно многим из христиан, которые
не имеют о Господе другого понятия, как о простом человеке. Когда язычники
узнают, что Бог стал человеком и таким образом явил себя миру, они тотчас
признают это и поклоняются Господу, говоря, что всеконечно Бог мог явить
себя миру, ибо Он есть Бог небес и земли и род человеческий принадлежит Ему.
Бесспорна та Божественная истина, что без Господа нет никакого спасения, но
под этим должно понимать, что нет другого спасения, как через Господа.
Вселенная полна земель, и все они полны жителей. Едва некоторые из них
знают, что Господь принял человечность на нашей земле; но так как они
поклоняются Божественному началу в человеческом образе, то они принимаются и
ведутся Господом (см. об этом небольшое сочинение О землях Вселенной).
322. Между язычниками, как и между христианами, есть мудрые люди и
простые. Чтоб я мог узнать, каковы те и другие, мне дано было говорить с
ними иногда в продолжение нескольких часов, а иногда в продолжение целых
дней. Но ныне не бывает тех мудрых людей, как бывало в древности и особенно
в древней церкви, которая распространилась почти по всей Азии и верования
которой перешли ко многим языческим народам. Чтоб я мог узнать, каковы были
мудрецы того времени, мне дано было дружески беседовать с некоторыми из них.
Ко мне пришел дух, который был некогда одним из самых мудрых людей и
потому известен ныне в ученом мире; я говорил с ним о разных предметах, и
мне дано было полагать, что это был Цицерон. Знавши его за мудреца, я повел
разговор о мудрости, о разуме, о порядке, о Слове и, наконец, о Господе.
Относительно мудрости он мне сказал, что нет другой мудрости, кроме
относящейся к жизни, и что ничто другое не заслуживает этого названия. О
разумении он сказал мне, что оно исходит от мудрости; о порядке - что он
исходит от всевышнего Бога и что жить в порядке значит быть мудрым и
разумным. Что касается Слова, то, когда я прочитал ему несколько строк из
пророков, он нашел в этом величайшее удовольствие, и особенно в том, что
каждое имя и каждое слово имеют внутреннее значение, и весьма дивился, что
ученые нынешнего времени не находят удовольствия в таком изучении Слова. Я
видел ясно, что внутренние начала мысли или духа (mentis) его были раскрыты,
но он сказал мне, что более слушать не может, потому что постигаемое было
для него слишком свято, чтоб он мог его долее выносить, - до такой степени
он был этим чтением внутренне проникнут. Наконец я заговорил с ним о Господе
и сказал, что Он родился человеком, но был зачат от Бога, совлекся
человечности, полученной Им от матери, и облекся в человечность Божественную
и что Он, а не другой кто, управляет Вселенной. На это собеседник мой
отвечал мне, что он знает о Господе многое и постигает по-своему, что
спасение рода человеческого не могло совершиться иначе. В продолжение нашего
разговора несколько злых духов из христиан внушали разные соблазны, но он не
обращал на них никакого внимания, говоря, что это неудивительно, ибо в
продолжение земной жизни своей они набрались об этом предмете ложных
понятий, и что, покуда эти понятия не будут устранены, они не могут
утвердиться в понятиях противоположных, как те люди, которые оставались в
полном неведении.
323. Мне также дано было говорить с другими духами, жившими в древности
и принадлежавшими тогда к числу самых мудрых. Я сперва увидал их спереди, на
некотором расстоянии; с этого места они могли постичь мои внутренние мысли
и, следовательно, многое в них весьма отчетливо. Из одной мысли моей они
могли узнавать весь тот ряд понятий, к которым она относилась, и наполнять
ее наслаждениями мудрости и прекрасными образами. ......................

 

.............................

 

 

 

 

 

Выше были даны отрывки.

Вы можете начинать чтение с любой из книг Сведенборга. А их у него много.

Если прочитаете три - этого может быть достаточно, чтобы иметь представление  о его вселенной.

Мы и предлагаем вам три:

О Божественной любви и Божественной мудрости

Новый Иерусалим и его Небесное Учение

Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости

 

 

 

на форум >>>

 

 

 

Оставить комментарий

Ваше имя

Ваше сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам):

Галеева зовут - ...(прописью):

Комментарии публикуются после одобрения модератором(администратором)
Новые публикации
дао - от ИГо: Переверните женщину - что наверху?
— Как вам не стыдно ходить вверх ногами! — Такова моя природа
Слово о Вечности: Удовлетворение женщины - 10
Все хотят внимания. Внимание – это ключ к феномену неузнаваемости.  Внимание, оказываемое Иисусу
дао - от ИГо: Очень она меня возвеличивает и есть интересные суждения и впечатления
Заводные книги у меня, трясёт ее у компа  Говорит, что это лучше секса 
Новые комментарии
Золотко написал(а): Подумалось, что погружаясь в холодную бездну, ломая кости, сдирая кожу, теряя облик, женщина может испытать наиважнейшие ощущения в своей жизни, отче
Сестра написал(а): Белинская большая дура и стерва. , мужикам она нафиг не нужна. А Игорёк красава! :sm6 ::!!::
Парень написал(а): Белинская не могла ошибиться, никто не ошибался, но мозги шибануло всем :sm7
Новое фото
Новое фото Темень, мост, река, метель, Всю одежду сдуло. Голой в радостный купель Баба сиганула!
Новые сообщения
Измена. мстить, простить или расстаться
Братан, кактус =- это перебор. Лучше ушастого чебурашку
Фразы-настроения
Ты глядел на меня, ты искал меня всюду,Я, бывало, бегу ото всех, твои взгляды храня.А
избранное
М.С.Казиник.Евгений Онегин
памятки для ДАО
Я любил ее до дыр! Эту книжку